Паруса и яхтенное оборудование в Украине
ОБОРУДОВАНИЕ
ПО КАТАЛОГУ
Каталог Yachtglanz
Парусные ткани
стр. 1   2
стр. 3    4

 2.Парусные ткани

   Современный рынок предлагает широкий ассортимент парусных тканей и ламинатов ведущих мировых производителей. Однако, следует знать, что практически все это великолепие ввозится «под заказ», весной в ассортименте образуются сезонные дыры и может случиться, что придется шить паруса не из того, что хочется, а из того, что есть. Ценный совет: при подготовке к дальнему плаванию необходимо вначале заказать паруса (лучше в декабре), а потом уже договариваться с властями, закупать продукты и спиртное на дорогу туда, обратно, в запас и т.д. Перед тем, как подбирать ткани необходимо научиться разговаривать с парусным мастером на одном языке; знать какие ткани бывают, как они правильно называются, в каких единицах измеряется их вес и т.п.

 

   Начнем с самого начала – с сырья. Для изготовления современных парусных тканей используется несколько типов химических волокон. Прежде всего, это полиэфирные волокна (полное химическое название – полиэтилентерефталат, сокращенно - ПЭТ). Многие яхтсмены постоянно сталкиваются с этим полимером в виде пивных пластиковых бутылок. Оказывается, и паруса делают из того же материала. Если так и дальше пойдет, то скоро и корпуса будут из ПЭТа. Подавляющее большинство передних и основных парусов на круизных яхтах и гоночных монотипах изготовлены из полиэфирных волокон. Ведущие мировые производители полиэфирных волокон для парусных тканей - "Акзо Нобель", Голландия (торговая марка волокон – «Диолен») и "Дюпон де Немур", США (торговая марка волокон – «Дакрон»). Большинство производителей парусных тканей предпочитают не указывать из волокна какой марки изготовлена ткань и просто называют ее - парусная ткань такая-то. Например, фирма "Контендер" производит парусную ткань "Контендер", а фирма "Полиант" - ткань "Полиант". В странах бывшего СССР «по старинке» все ткани из полиэфирных волокон называют дакроном, хотя это может быть и голландский Диолен, и японский Тетерон или что-нибудь из Юго-Восточной Азии. Парусную ткань под названием «Дакрон» не выпускает сейчас ни одна фирма в мире. Даже американская фирма «Чэллендж», использующая дакроновое волокно, называет свою продукцию: парусные ткани «Чэллендж».Советский лавсан - это тоже полиэфирное волокно, которое по своим характеристикам не уступает зарубежным аналогам. Лавсан расшифровывается как ЛАборатория Высокомолекулярных Соединений Академии Наук.

 

   Значительная часть парусных тканей для дополнительных парусов (спинакеры, геннакеры, блуперы и т.п.) изготавливаются из полиамидных волокон. Почти все производители называют их найлоном, так как в то время, когда был изобретен этот полимер не существовало практики регистрации и защиты торговых марок. В Советском Союзе волокно, использовавшееся для парусных тканей называлось капроном. Капрон, производимый сейчас на Украине и в России, хотя и является химическим аналогом найлона значительно уступает ему по качеству (прочность, солнцестойкость и др.). В отличие от полиэфирных волокон найлон хотя и менее прочен, но существенно дешевле и очень хорошо окрашивается, что делает его почти идеальным материалом для спинакерных парусных тканей. Для высококачественных спинакерных тканей иногда используют и полиэфирные волокна. Полученный текстиль значительно лучше найлона – более прочен, не впитывает воду, не усаживается и не имеет остаточных деформаций после растяжения. Эти свойства особенно важны для гонщиков на монотипах, спинакера для которых должны иметь максимальные размеры, но не выходить за обмерные величины во время гонок. Но, как говориться, за все хорошее надо платить – эти ткани существенно дороже найлона.

   Для парусов больших гоночных яхт используются так называемые высокомодульные волокна. К ним относятся : арамидные волокна (кевлар (Дюпон) и тварон (Акзо)), волокна из модифицированного полиэтилена (спектра и пентекс (Элайд-Сигнал)) и другие. Их отличительная особенность - очень высокая прочность на разрыв, которая в несколько раз больше, чем у полиэфирных волокон.  Однако, из-за высокой стоимости эти волокна в чистом виде для парусных тканей не применяют. Как правило, они являются силовым каркасом полиэфирных тканей либо сетчатой основой парусных ламинатов (ламинат - это многослойный материал, склеенный из нескольких видов пленки и сетчатой основы). Для ламинатов, которые все шире используются для круизных парусов, используются два вида пленок: полиэфирные (жесткие) и поливинилхлоридные (мягкие).

   Имея нити из хороших волокон можно начинать делать ткань. Какие варианты конструкции ткани возможны? Первый, нити идущие поперек рулона ткани (они называются уточными, или просто утком) можно сделать более толстыми, чем нити идущие вдоль рулона (они называются основой). Полученный текстиль будет более прочен в поперечном направлении, чем в продольном. Эти ткани предназначены и применяются для изготовления парусов поперечного раскроя. Если сделать уток значительно прочнее основы, то такие ткани называются тканями с усиленным утком, по-английски Strong Fill, обозначаются SF. Такие ткани предназначены для изготовления длинных и узких парусов поперечного раскроя, как, например, на яхтах типа «Гидра».

   Второй вариант, нити утка и основы – одинаковы и равнопрочны, что в результате дает ткань с одинаковой прочностью как вдоль, так и поперек. Из таких тканей можно делать паруса всех видов раскроя: поперечный, продольный, радиальный. Естественно, такие ткани называются – «Баланс». Главная область применения тканей «Баланс» - небольшие яхты и швертботы с отношением длины передней шкаторины к нижней – один к трем и меньше. Тяжелые ткани этого типа используют для квадратных парусов учебных судов.

   Третий вариант. Нити основы можно взять толще и прочнее нитей утка. Ткань, имеющая большую прочность в продольном направлении, предназначена для изготовления парусов радиального кроя. Она называется тканью с усиленной основой и обозначается SW (Strong Warp).

   И последний, четвертый вариант, который можно назвать каркасным. В обоих направлениях, поперечном и продольном, с шагом 5-10 мм пускают нити более толстые, чем для всей остальной ткани. В результате получается ткань с характерным сетчатым узором похожим на разлиновку школьной тетради «в клеточку». Как правило, эти ткани равнопрочны. Иногда для каркасных нитей используется высокопрочное волокно, например, «Спектра». Тогда каркас несет всю нагрузку на растяжение, а  остальной материал является «наполнителем». Ткани такого типа имеют высокую прочность и применяются для изготовления высококачественных парусов круизных и гоночных яхт всех видов раскроя. Применение каркасной конструкции для спинакерных тканей имеет свою цель. При разрыве спинакера, что, к сожалению, случается не редко, каркас сдерживает распространение разрыва, поэтому такие ткани часто называют «Рип-стоп» (по-английски – Rip-Stop, в буквальном переводе – «Разрыв-Стоп»).

   Если взять для изготовления ткани тонкие нити, то получим легкую ткань, если толстые – тяжелую. Вес ткани, наряду с конструкцией текстиля и типом отделки, является самой важной характеристикой парусных тканей. Чем больше вес ткани, тем больше ее прочность, тем большие нагрузки может выдержать парус, изготовленный из нее. Для яхт с большим водоизмещением требуется более прочная ткань. Поэтому даже … ясно, что для более тяжелой яхты необходима более тяжелая ткань. На практике принято определять вес ткани напрямую, минуя оценку прочности, в зависимости от размерений яхты. При выборе веса ткани вместо водоизмещения, как правило, используют длину яхты по КВЛ, считая, с некоторой погрешностью, что более длинная яхта имеет большее водоизмещение. Существует специальная формула, приведенная в книге известного английского парусного мастера Джереми Ховарда-Уильямса «Паруса» (на русском языке отрывки из нее печатались под названием «Уход за парусами и их ремонт»):

 

W = k x L,

 

где W – вес ткани в граммах на квадратный метр, k – числовой коэффициент , L – длина яхты по ватерлинии в метрах. Ховард-Уильямс рекомендовал принимать значение коэффициента равное 33. Однако, исходя из собственного опыта рекомендую, для легких парусов принимать к=25-27, для среднего ветра – 30-32, для штормовых парусов 35-38. Для спинакеров и геннакеров слабого ветра к=3-4, универсальных 5-6, штормовых – 7-8. Эта формула не учитывает геометрию паруса, конструкцию шкаторин и условия эксплуатации яхты и дает лишь приближенные значения веса ткани. Вес ткани может измеряться не только в граммах на квадратный метр, но и специальных единицах, парусных унциях. Парусная унция обозначается латинским буквами – smoz или просто oz, что расшифровывается как Sailmakers Ounce/Yard (унция парусного мастера на квадратный ярд). Переводной коэффициент из парусной унции в граммы на квадратный метр – 42,83. Если на рулоне ткани указан вес 6,3 oz это означает, что ткань весит 270 гр/кв.м. Кстати, с обозначением «oz» связано ,по-видимому, появление дурацкого названия спинакерных тканей «дзета». Кто-то, хорошо приняв «на грудь» перепутал обозначение веса с названием ткани.

   Очень важна для потребительских качеств ткани ее отделка, которая включает пропитку и финишное покрытие. Пропитка придает ткани диагональную жесткость и несминаемость. Диагональная жесткость – это сопротивление ткани растяжению по диагонали к нитям утка и основы. Если взять носовой платок и растянуть его за противоположные углы, то он растянется почти в два раза. И как бы жена его не гладила - он приобретет совершенно неописуемую форму. Чтобы этого не происходило на парусе, ткань пропитывают специальной смолой, которая склеивает близлежащие нити, не позволяя им смещаться друг относительно друга. Парус, конечно, не платок, но если подергать квадратик ткани по диагонали, то можно получить представление о ее жесткости. Чем она выше – тем лучше ткань будет держать форму паруса. Для специальных тканей поверх пропитки может быть нанесена защита от солнечного излучения (УФ-защита) и состав против плесени. Ультрафиолетовая защита ткани нужна, если паруса используются в условиях интенсивного солнечного излучения, в южных широтах, например. Мощный ультрафиолет быстро разрушает даже самые стойкие волокна. Автору этих строк довелось видеть паруса знаменитого «Икара» после возвращения из кругосветного плавания. Полгода на солнце на переходе о. Тасмания-Николаев – и тяжелая, четырехсотграммовая, ткань рвется как газетная бумага.

   Естественно может возникнуть вопрос – зачем все это разнообразие? Неужели нельзя для различных парусов использовать ткань одного типа, что, кстати, некоторые фирмы, особенно турецкие и делают. Если вы стремитесь иметь хорошие паруса по хорошей цене - делать этого не следует. И вот почему. Если взять ткань слишком легкую, то парус быстро износится и может быть разорван – экономия выйдет боком. Если взять слишком тяжелую – парус будет плохо стоять при слабом ветре и неудобен в работе. Деньги, переплаченные за более тяжелую и, соответственно, дорогую ткань будут потрачены зря. Если для круизного паруса применить слишком жесткую ткань – он быстро выйдет из строя и создаст проблемы при уборке в сильный ветер. Если для гоночного паруса использовать слишком мягкую ткань – вы не увидите за кормой на финише гонки заклятых друзей-соперников. Если для радиального кроя брать обычную ткань, то парус получится слишком тяжелым. Если сделать наоборот, то выйдет неизвестно что. И так далее и тому подобное. Вывод: для каждого из парусов вашей яхты ткань должна быть оптимальной по весу, конструкции и отделке. И, самое главное, правильно подобрав ткань, можно получить от паруса (парусов) максимальную отдачу при минимальных затратах. Сможете ли вы осилить эти минимальные затраты, в компетенцию парусного мастера не входит.

Парусные ткани
стр. 1   2
стр. 3    4
 

Информация, приведенная на сайте, является справочной. Фактические спецификации и стоимость продукции могут меняться без предупреждения

Omega Sailing - яхты, яхтенное оборудование, паруса Ksails в Николаеве, Херсоне, Одессе,

Тел. (050) 49 39 239